Заходил тут как-то на форум Вожатый.ру. Наиболее толковый форум о детском внешкольном отдыхе, вроде... И попал на тему "Нужны ли дискотеки?" Почитал - волосы дыбом встали (на всём теле! ).
Попытался ребятам (начальникам лагерей, старшим педагогам, старшим вожатым, старшим методистам и т.п.) как-то неформально объяснить их "упёртость" по поводу "неэффективности" и чуть ли не "вредности" дискотек и прочих подобных мероприятий (цитирую сам себя - частично):
"Вот никого тут не хочу обидеть из старых и уважаемых мною собеседников, но... Хм... Закралась в голову крамольная мысль. Похоже, ярые противники дискотек просто не могут "зажечь посреди зала" - чтобы молодняк стоял кругом и аплодировал. Поэтому дискотека и вызывает такую аллергию у некоторых... "Не их" мероприятие, невыигрышное, рискованное... Себя не покажешь...
Я сам танцевать учился на лагерной танцплощадке. И ничего - пока здоровья хватает... Кстати, умение персонала по-настоящему "неформально зажечь" на дискотеке больше всего у нас в лагере уважал...физрук! "Вот это я понимаю (говаривал он): отпахали день - теперь детишек на танцах завели! Точно будут спать, как мёртвые! А вы физическую форму не потеряете, пузатики! Для работы в лагере здоровье нужно железное."
Я с нашим физруком согласен...
Есть ведь такие термины типа "немотивированная перегрузка психики подростка в каникулярный период", а? Я сам не уважаю "отдыхательные" лагеря с "растительной формой существования". Но даже в закрытых военных училищах для подростков обязательно предусмотрены графиком хоть пара часов "свободы". А также - периодические мероприятия, "не несущие психологической и умственной нагрузки" - типа дискотек... Заметьте - не видов спорта и не иных соревнований, конкурсов и состязаний... И это не "командно-коллективный", а ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ досуг...
Во-первых, при определённых климатических условиях дискотека - неплохая замена спортивным мероприятиям, которые невозможно в данный момент провести.
Во-вторых, "танцетерапия" - одна из основ детской и подростковой (и не только!) спортивно-оздоровительной и релаксационной психотерапии, психологии и психиатрии. А уж какую музыку подобрать, как разбить дискотеку на два этапа (для мелюзги и для тех, кто постарше) и пр. - это уже забота сотрудников. Вещь реальная - надо просто этим заняться, подойти творчески. И никакие дискжокеи тут задаром не нужны. Или вожатые не в курсе музыкальных вкусов собственных детишек?! Странные вожатые..."
И получил я в ответ по полной программе! Ладно, по поводу реплик о моём "ретроградстве", "неумении ЭФФЕКТИВНО организовывать подростково-молодёжный досуг" я промолчу... Но какая заумь попёрла в ответ! Типа:
Виталий:
"Интенсив не может продолжаться долго, поэтому это может быть только периодическое мероприятие (типа, лагеря).
Кстати, в образцово-показательной учебке, где я получал свои погоны свободного времени было 30 минут в день (15 минут утром и 15 минут вечером). Могу дать адресок
А перегрузка психики подростка возникает не от отсутствия свободного времени и не от отсутствия "чиста" развлекательных мероприятий, а от отсутствия смены деятельности. (Отдых - это смена деятельности!) Причем, в свободное время эта Де все равно возникнет (ребенок не может ничего не делать), только может оказаться, что она (Де) не полезна, а иногда и вредна, а иногда просто разрушительна.
Если цель лагеря в развитии детей, то наиболее эффективным средством является интенсив, так как каждая минута используется на ребенка, а не на свободное время с неизвестным результатом.
Если дискотека имеет четкие цели, то есть, понятно какую роль она выполняет в течении смены, какие результаты достигаются через нее - да ради Бога! Только:
- подавляющее большинство лагерей не ставит никаких целей с аргументацией "а детям нравится",
- все, кого я знаю (из тех, кто задумывался над вопросами как сделать лагерь максимально полезным для ребенка и это далеко не только форумчане) рано или поздно приходили к выводу, что дискотека - неэффективное время препровождение, что целей дискотеки можно достигать с меньшим количеством ресурсов (в первую очередь - времени); именно поэтому этого времени на дискотеку - жалко.
Далее, начинаю снобствовать и заранее приношу извинения тем, кого случайно могу обидеть.
Как вы оцените уровень познания математики человеком, который скажет, что при отрицательном дискриминанте квадратное уравнение никогда не имеет корней?
Вот я (по тем же причинам и на том же уровне) оцениваю уровень подготовки педагога (в данном случае, вожатого), когда он мне говорит о пользе и необходимости дискотеки в лагере, когда мне говорят (прости, Саш) о вожатом-зажигалове, который выходит на танцпол и всех заводит... Что же это за вожатый такой, которому надо выходить и заводить всех, надо себя показывать? И почему он до сих пор не сделал так, что дети сами себя заводят и зажигают (причем, не только на дискотеке, но и в спорте, и на сцене)?
С наилучшими пожеланиями, без желания кого-либо задеть,
Виталий Лебедев".
(Он же...)
"Я не считаю дискотеку злом, более того, при наличии специалистов!!! я согласен с Сашей про арт-терапию. Я знаю, что через дискотеку можно осуществлять знакомство с этносами, снимать комплексы и физические зажимы. Много можно чего делать!!!
Но, к сожалению, это требует очень больших ресурсов!, которых в лагере (кроме специализированных) я никогда не встречал (и, даже не слышал о их существовании).
Меня не устраивает то, что берется форма (дискотека), а содержание потом придумывается под нее (такой путь тоже возможен, но малоэффективен).
Если бы было все наоборот - была поставлена образовательная задача и в результате выбора метода, опа!, оказалось, что дискотека наилучший вариант, я бы голосовал обеими руками за!
Но, повторюсь, известные мне примеры действительного использования дискотеки в развивающих целях настолько ресурсоемки, что эффективнее использовать другие методы для достижения таких же результатов. (Кстати, в известных мне случаях использования дискотеки, как развивающей формы, она называлась совершенно по-другому "Ни минуты покоя", "Современный бал", "Праздник танца". Видимо, чтобы не спутать с "поцеловаться под медляк" и "побеситься под рок".
Те описания дискотек, которые я встречал - это времяпровождение, а не развитие. Именно поэтому я всегда говорил и говорю, что дискотека (особенно частая) от лени и/или неподготовленности педагогов (когда КАК становится первичней, чем ЗАЧЕМ).
Короче, (уже прописная истина) все от целей лагеря зависит.
PS Кстати, снижение кол-ва "времяпроводительных" мероприятий происходит естественно при повышения качества работы педагогов лагеря, так как становится возможным готовить более интересные дела. Попробуйте нашим "старичкам"-детям предложить заменить вечернее БТД или свечку на дискотеку... В лучшем случае вас просто не поймут."
Во… При этом вышепроцитированный Виталий – один из наиболее разумных и конструктивных собеседников-практиков…
А мы ещё смеялись над «совковыми» методичками и обязательными рекомендациями по воспитанию школьников… Сегодня – на смену им – пришли псевдонаучные тренинги, «эффективные методики» и наукообразные термины.
Ох, не завидую я детишкам, попавшим в лапы к столь «опытным» педагогам…
Отредактировано Григорич (04-03-2013 13:14:00)