Времена другие, а нравы всё те же
«Народ требует хлеба и зрелищ» – автор данной фразы древнеримский поэт-сатирик Ювенал не предполагал, что этот лозунг спустя тысячелетия будут внедрять в жизнь как линию поведения наши политики через средства массовой информации: кинофильмы, общественно-политические передачи, компьютерные игры.
Человек приходит с работы домой, включает телевизор – и, пожалуйста, любая «духовная пища» изливается на него по всем каналам. Героями дня становятся «обманутые и обедневшие» джигарханяны, шустрые шурыгины и им подобные, а глубинка в некоторых телепрограммах представлена как совсем спившаяся, забросившая своих детей и совершенно потерявшая моральный облик. Поэтому после всей этой дребедени, которой пытаются отвлечь народ от истинных проблем, хочется видеть что-то более ценное и полезное.
Сергачская студия театральных вариаций «Ассорти» (режиссер Т.Г. Елхина) 26 января в 4-ый раз представила своё творчество на сцене Гагинского ДК. До этого мы имели возможность посмотреть в их исполнении любовную комедию «Пришёл мужчина к женщине…» (театр двух актёров), костюмированную сказку «Туфелька для Золушки», музыкальный спектакль-комедию «Ханума». А в этом году актёры у нас поставили драму «Доходное место» – пьесу об обществе, где все продается и все покупается, по мотивам одноимённого произведения А.Н. Островского.
Классика потому и носит такое название, что, пройдя испытание временем, вновь покоряет сердца читателей и зрителей, даёт повод для размышлений, заставляя пересматривать и перечитывать эти произведения снова и снова.
У каждого жанра есть свои поклонники: и комедия, и драма имеют одинаковое право быть признанными. Александр Островский создавал свои пьесы в 19 веке. Но насколько они актуальны сейчас, правда, приобретая немного другое звучание. Например, в конце драмы с Аристархом Владимировичем Вышневским случился удар в результате разоблачения и банкротства, а в наше время, скорее всего, удар хватит Жадова: стремление обогатиться честным путём терпит полный крах, когда рядом действуют Вышневские.
Наблюдая за персонажами пьесы, многие узнают в них себя. Драматург изобразил вовсе не выдуманные характеры и ситуации: желание любым путём занять доходное место (Белогубов: Какая же польза от ученья, когда в человеке нет страху... никакого трепету перед начальством?), устроить выгодно личную жизнь своих детей (Юлинька: За что их даром любить-то, мужьев-то? Это довольно странно!), всеми правдами и неправдами сколотить капитал (Кукушкина: Взятки! Что за слово взятки? Сами ж его выдумали, чтобы обижать хороших людей. Не взятки, а благодарность! А от благодарности отказываться грех!). И мы иронично улыбаемся, осознавая горькую правду. (Вышневский: У нас общественного мнения нет, мой друг, и быть не может, в том смысле, в каком ты понимаешь. Вот тебе общественное мнение: не пойман – не вор).
Надо отметить креативный подход сергачан к созданию костюмов и сценических реквизитов. Неподражаема Фелисата Герасимовна Кукушкина, щеголяющая в укороченных парчовых галифе, к тому же пикантно сидящая на стуле. Современные пластиковые вёдра, швабра – специально задуманный ход, чтобы зритель курсировал из прошлого в современность и понимал: времена другие, а нравы всё те же.
В общем, молодцы – актёры! Работать на энтузиазме, выкраивать время для репетиций, получать удовольствие от игры и радовать других – это надо суметь. Их искренняя и эмоциональная игра, невероятная энергетика, артистический азарт заслуживают самых добрых слов. Поэтому такое зрелище – хорошее, заслуживающее внимания, пробуждает не низменные, а эстетические чувства.
Елена Гусева.